°С
$ - 93.44 руб.
€ - 99.58 руб.

Прокуратура разъясняет

10:16 Вчера
Возможность строительства на земельном участке, предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства
Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельные участки: - в границах населенного пункта (приусадебные земельные участки); - за пределами границ населенного пункта (полевые земельные участки).  Полевой земельный участок можно использовать только для производства сельскохозяйственной продукции. Возведение зданий и строений на таком земельном участке запрещено.  Приусадебный земельный участок разрешается использовать как для производства сельскохозяйственной продукции и содержания сельскохозяйственных животных, так и для строительства жилого дома, а также гаража и иных вспомогательных сооружений при условии соблюдения градостроительных регламентов и иных установленных правил и нормативов.  Жилой дом, возводимый на приусадебном земельном участке, должен соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства (ИЖС).  В настоящее время получать разрешение на строительство жилого дома не требуется, за исключением строительства объектов ИЖС с привлечением денежных средств участников долевого строительства.  При этом, до начала строительства необходимо в установленном порядке направить уведомление о планируемом строительстве в орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство. Для вспомогательных строений и сооружений направление уведомления не требуется.
10:27 18.04.24
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2024 № 219 упрощен порядок подачи уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2024 № 219 упрощен порядок подачи уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности. В частности, создается единый реестр уведомлений, который будет функционировать в составе единого реестра видов контроля. Теперь сведения об изменении места нахождения юридического лица и (или) места фактического осуществления деятельности, изменении места жительства ИП и (или) места фактического осуществления деятельности, о реорганизации юридического лица будут вноситься в единый реестр уведомлений автоматически из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Кроме этого, сокращен перечень работ и услуг, о начале осуществления которых необходимо подавать уведомление в контролирующий орган. Из указанного перечня исключены в том числе услуги по пошиву и ремонту обуви и одежды, услуги по ремонту и техническому обслуживанию бытовой техники, услуги в области фотографии, услуги по ремонту компьютеров. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.
10:18 18.04.24
Использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме
Заявление: Управляющая компания обратилась с иском в суд к собственнику квартиры о демонтаже наружного блока кондиционера, установленного на фасаде многоквартирного дома (МКД) с внешней стороны принадлежащей ответчику квартиры, восстановлении целостности фасада с приведением его в первоначальное состояние в соответствии с конструкцией и цветом фасада. Действующим законодательством закреплено, что собственникам квартир в МКД принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. Распоряжение таким имуществом осуществляется по соглашению всех ее участников. Факт размещения собственником квартиры внешнего блока на фасаде МКД, являющегося его ограждающей конструкцией и относящемуся к общему имуществу собственников помещений в этом доме установлен судом. Поскольку, принятие решений о пользовании общим имуществом относится к компетенции общего собрания собственников помещений, использование одним из них общего имущества МКД (в том числе фасада здания для размещения наружного блока кондиционера) должно осуществляться в соответствии с решением общего собрания. Такой позиции придерживается Верховный суд РФ в определении от 28.03.2023 № 5-КГ22-150-К2
08:27 18.04.24
Поверка индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов
В соответствии с положениями жилищного законодательства собственники и пользователи помещений в многоквартирных домах и жилых домов вправе принять решение об установке индивидуальных приборов учета, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, для определения объема потребленных коммунальных ресурсов. В силу требований Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» к применению допускаются только средства измерений утвержденного типа, прошедшие первичную поверку до ввода в эксплуатацию либо после ремонта, а также периодическую поверку в процессе эксплуатации. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в технической документации на прибор учета. Также сведения о дате истечения межповерочного интервала могут быть указаны в информационном блоке Единого платежного документа. До истечения указанного межповерочного интервала проведение поверки прибора учета не требуется. Поверку средств измерений вправе осуществлять только специализированные организации, имеющие свидетельство об аккредитации, сведения о которых вносятся в соответствующий реестр. Наличие и статус аккредитации конкретной организации потребитель вправе проверить на сайте Федеральной службы по аккредитации в сети Интернет (https://fsa.gov.ru). Работы по обслуживанию и поверке приборов учета выполняются на основании договора, заключенного между собственником помещения и специализированной организацией, выбранной потребителем самостоятельно. В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, показания индивидуальных приборов учета, не прошедших в установленном порядке поверку, к расчетам платы за потребленные коммунальные ресурсы не принимаются.
10:14 15.04.24
О признании постройки самовольной
Основанием признания постройки самовольной является наличие одного из признаков, указанных в ст. 222 Гражданского кодекса РФ.  К самовольной постройке относится здание, сооружение или другое строение, возведенное или созданное:  - на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке (то есть лицо самостоятельно заняло данный земельный участок, не имея соответствующего правового основания); - на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительство на нем данного объекта (допускает строительство и возведение объектов иной категории, например, не торговых объектов, а только индивидуального жилого дома); - без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений (нарушен порядок, установленный законодательством); - с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.  Нарушения, связанные с разрешенным использованием участка, наличием согласований (разрешений), соблюдением градостроительных и строительных норм (правил), устанавливаются исходя из тех законов, которые существовали в момент начала возведения (создания) постройки и действуют на момент ее выявления.  Постройка, в отношении которой установлено право собственности, возведённая в нарушение требований законодательства не исключает признания такого объекта результатом самовольного строительства и соответственно подлежащего сносу (обзор судебной практики Верховного суда РФ от 16.11.2022 по делам о признании построек самовольными).
10:13 12.04.24
Ответственность за самовольную перепланировку жилого помещения
Cобственники помещений в многоквартирном доме, а также наниматели жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования за самовольную перепланировку жилого помещения несут ответственность.  Так, за самовольное переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме предусмотрены: -административный штраф по ст. 7.21 КоАП РФ: для граждан от 2 000 до 2 500 руб.; для должностных лиц от 4 000 до 5 000 руб.; для юридических лиц от 40 000 до 50 000 руб., в т.ч. для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; - утрата права собственности на помещение в многоквартирном доме; - расторжение договора социального найма жилого помещения, договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования; - обязание восстановить помещение в прежнем состоянии.  В случае, если узаконить перепланировку невозможно, собственник или наниматель обязаны привести такое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.   Если этого не произойдет, орган, осуществляющий согласование, вправе обратиться с соответствующим иском в суд.
08:25 12.04.24
Об ответственности за разговор по телефону во время управления транспортным средством
Согласно п. 2.7 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 (далее – ПДД), водителю запрещается пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук. Лица, нарушившие ПДД несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе административную. За нарушение указанного запрета водитель транспортного средства может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 12.36.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1500 рублей.
10:25 10.04.24
Уточнен порядок федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.02.2024 № 240 предусмотрено, что в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции проводится выборочный контроль алкогольной продукции определенного наименования отдельного (конкретного) производителя или импортера, реализуемой организациями (индивидуальными предпринимателями), осуществляющими ее розничную продажу, в целях подтверждения соответствия такой продукции обязательным требованиям и направления такой алкогольной продукции на экспертизу. При этом допускается проведение в течение календарного месяца не более 10 контрольных (надзорных) мероприятий в виде выборочного контроля без согласования с органами прокуратуры.
10:11 10.04.24
Сохранение пособия по уходу за ребенком до полутора лет при досрочном выходе на работе
С 01.01.2024 вступили в силу поправки в Трудовой кодекс РФ, Закон об обязательном соцстраховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Закон о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, в части порядка начисления пособия по уходу за ребенком. Теперь право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется и в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, выходит на работу ранее достижения им возраста полутора лет (в том числе на условиях неполного рабочего времени, работы на дому или дистанционной работы). Сохраняться пособие будет и в случае, когда такое лицо в период предоставленного отпуска работает у другого работодателя, а также при продолжении обучения.  До указанной даты право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохранялось только в случае работы лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком, на условиях неполного рабочего времени или на дому.
08:22 10.04.24
Увеличены размеры специальной социальной выплаты для медицинских работников
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 года № 343 повышены размеры ежемесячных социальных выплат для медицинских работников, которые трудятся в сельской местности, районных центрах и малых городах: - до 50 тыс. руб. увеличен размер социальной выплаты для врачей районных и участковых больниц, поликлиник и других учреждений первичного звена, расположенных в населенных пунктах, где проживает не более 50 тысяч человек; - для среднего медицинского персонала – до 30 тыс. руб.; - для врачей, которые работают в населенных пунктах, где проживает от 50 тысяч до 100 тысяч человек, выплата составит 29 тыс. руб.; - для среднего медицинского персонала – 13 тыс. руб. Указанные выплаты в повышенном размере назначаются с 1 марта (за текущий месяц медики получат их в апреле 2024 года).
10:09 08.04.24
Порядок постановки на учет многодетных семей для получения земельного участка в собственность бесплатно
Законом Иркутской области от 28.12.2015 № 146-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан» урегулирован порядок предоставления земельных участков многодетным семьям, которым для реализации данного права необходимо стоять на земельном учете.  Многодетные семьи вправе претендовать на получение: 1) земельных участков на территории поселения, городского округа – многодетные семьи, отвечающие следующим условиям: - один из членов многодетной семьи постоянно проживает в указанном поселении, городском округе; - члены многодетной семьи постоянно проживают в Иркутской области; - членам многодетной семьи ранее не предоставлялся в собственность бесплатно земельный участок, либо социальная выплата взамен земельного участка. 2) федеральных земельных участков – многодетные семьи, отвечающие следующим условиям: - члены многодетной семьи постоянно проживают в Иркутской области; - членам многодетной семьи ранее не предоставлялся в собственность бесплатно земельный участок, либо соцвыплата взамен земельного участка.  Уполномоченным органом на ведение земельного учета граждан, претендующих на получение федеральных земельных участков, земельных участков на территории поселений Иркутского района является Министерство имущественных отношений Иркутской области, в отношении земельных участков на территории иных муниципальных образований Иркутской области – органы местного самоуправления.  Для постановки на земельный учет многодетная семья вправе обратиться с заявлением в уполномоченный орган по месту жительства одного из членов семьи по выбору заявителей, либо в Министерство имущественных отношений Иркутской области.  К заявлению следует приложить копии паспортов членов семьи, свидетельств о рождении детей, копию удостоверения многодетной семьи.  Заявление можно подать путем личного обращения, посредством почтовой связи, через официальный сайт уполномоченного органа, Единый портал государственных услуг РФ, МФЦ.  Заявление о постановке на земельный учет рассматривается уполномоченным органом в течение 30 календарных дней со дня его поступления в уполномоченный орган. По результатам рассмотрения заявления о постановке на земельный учет уполномоченный орган направляет заявителям уведомление о постановке на земельный учет либо уведомление об отказе в постановке на земельный учет.  Заявителям может быть отказано в постановке на учет в случае: - отсутствия права на предоставление земельного участка в собственность бесплатно; - заявление о постановке на учет не соответствует требованиям, либо не приложены необходимые документы; - обращение в уполномоченный орган не по месту жительства (за исключением обращения в Министерство имущественных отношений Иркутской области); - заявителю ранее предоставлен земельный участок в безвозмездное пользование для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства; - многодетная семья состоит на земельном учете в другом муниципальном образовании.  Земельные участки предоставляются многодетным семьям, состоящим на земельном учете, в порядке очередности.
08:21 08.04.24
Упрощена процедура подключения предприятий к электросетям
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2024 № 330 упрощена процедура подачи заявок и заключения договоров организациям и индивидуальным предпринимателям на подключение предприятий к электрическим сетям. Принятым постановлением предусмотрено сокращение количества документов, предоставляемых заявителями для технологического присоединения объектов к электросетям. Так при подаче заявки на подключение представителям бизнеса не придется предоставлять: - выписку из единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; - копию паспорта, если заявка подается через единый портал госуслуг. Также, исключается обязанность по предоставлению: - копии свидетельства о государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя; - копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
10:07 05.04.24
Право на образование лиц старше 18 лет с интеллектуальными нарушениями, не реализовавших право на получение общего образования
Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных учреждениях гарантирована Конституцией РФ.  Начальное, основное, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования.  Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) производится в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее – АООП).  В данных организациях создаются специальные условия для получения образования указанными лицами (использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь и др.).  Для глухих, слабослышащих, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья органами гос.власти субъектов РФ создаются отдельные организации, которые осуществляют образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.  По окончании обучения лица получают соответствующее свидетельство об обучении.  Для обеспечения       прав лиц с    умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе в возрасте старше 18 лет, изъявивших желание реализовать свое право на получение общего образования, в субъекте может быть определена конкретная образовательная организация, либо необходимые специальные условия могут быть созданы в любой организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам основного общего и среднего общего образования.
08:20 05.04.24
Определен порядок принятия Межведомственной комиссией по защите государственной тайны решения об ограничении права на выезд из РФ в отношении лиц, замещавших должности, предусматривающие допуск к государственной тайне
Положением о порядке принятия Межведомственной комиссией по защите государственной тайны решений об ограничении права на выезд из Российской Федерации лиц, замещавших должности, предусмотренные перечнем должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11.03.2024 № 177, установлено, в частности, что федеральный государственный орган, высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации или организация, в которых велся учет осведомленности лица в сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях, в течение трех дней с даты прекращения полномочий лица подготавливает соответствующее заключение. Приводится перечень сведений, указываемых в заключении. Заключение направляется в Межведомственную комиссию для принятия решения об ограничении права лица на выезд из Российской Федерации. Приводится перечень сведений, указываемых в решении Межведомственной комиссии. Решение об ограничении права на выезд принимается открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов указанной комиссии.
08:13 02.04.24
Дифференцирована ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС либо Государственную границу РФ с государствами - членами ЕАЭС
В статью 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) Федеральным законом от 11.03.2024 №43-ФЗ внесены изменения, согласно которым в части первой указанной статьи устанавливается ответственность за незаконное перемещение стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере либо особо ценных диких животных, водных биологических ресурсов, растений и грибов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами РФ, их частей и дериватов (производных). В качестве максимального наказания за указанные деяния предусматривается лишение свободы на срок до пяти лет. Одновременно статья 226.1 УК РФ дополнена частью 1.1, устанавливающей ответственность за незаконное перемещение сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, его основных частей (ствола, затвора, барабана, рамки, ствольной коробки), взрывных устройств, боеприпасов, иного вооружения, иной военной техники, а также сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации или результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании вооружения или военной техники. Максимальным наказанием за указанные деяния является лишение свободы на срок от трех до семи лет. Кроме того, признается утратившей силу статья 200.2 УК РФ «Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий», поскольку постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 542 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2012 № 923» алкогольная и табачная продукция включены в перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 УК РФ, а также отнесены к видам стратегически важных товаров и ресурсов, для которых крупным размером признается стоимость, превышающая сто тысяч рублей. В УПК РФ внесены корреспондирующие изменения, устанавливающие формы предварительного расследования и подследственность уголовных дел об указанных преступлениях. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 апреля 2024 года.
10:24 01.04.24
Противодействие коррупции
Федеральным законом от 26.02.2024 № 33-ФЗ в отношении военнослужащих и сотрудников силовых органов сняты ограничения на осуществление ими иной оплачиваемой деятельности, связанной с участием в спортивных мероприятиях в качестве спортсменов (при условии их включения в списки кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации), не препятствующей исполнению обязанностей государственной службы и не связанной с исполнением обязанностей службы К указанным лицам не будут применяться ограничения, связанные с получением вознаграждений от спортивных организаций, юридических и физических лиц по итогам участия в официальных спортивных мероприятиях. Соответствующие поправки внесены в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе в Федеральные законы «О федеральной службе безопасности», «О службе в таможенных органах Российской Федерации», «О статусе военнослужащих» и другие.
16:50 28.03.24
Антикоррупционная оговорка
Коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами (ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции»). В законе предусмотрены такие меры противодействия коррупции, как профилактика, борьба и минимизация (ликвидация) последствий коррупции. Профилактика коррупции - это предупреждение, выявление и устранение причин возникновения коррупции. При выстраивании в организации системы антикоррупционных мер следует учитывать, что коррупционные риски могут возникать не только непосредственно внутри организации, но и вне ее, в первую очередь - в ходе взаимодействия организации с различными контрагентами: деловыми партнерами, поставщиками, лицами, привлекаемыми для выполнения тех или иных работ, оказания услуг, клиентами, организациями, участвующими в слиянии или поглощении, и иными лицами. В том числе организации целесообразно иметь в виду, что возможны ситуации, при которых организация в связи с взаимодействием с недобросовестным деловым партнером может стать участником антикоррупционного расследования, проводимого правоохранительными органами. Одной из возможных мер, направленных на профилактику коррупционных правонарушений в организации при взаимодействии с контрагентами, является включение в договоры с деловыми партнерами антикоррупционной оговорки. Антикоррупционная оговорка - это условие, которое включается в договор, чтобы не допустить совершения коррупционных действий при его исполнении, например, коммерческого подкупа. Применение антикоррупционной оговорки законом не регламентируется. То есть он не обязывает организацию включать такую оговорку в гражданско-правовые договоры и не устанавливает ее содержание. Вместе с тем Минтрудом России 19.09.2019 утверждены Меры по предупреждению коррупции в организациях, в которых одной из таких профилактических мер является применение антикоррупционной оговорки. Антикоррупционная оговорка направлена на то, чтобы стороны договора понимали, что совершение коррупционных правонарушений недопустимо, и были готовы принимать разумные меры по недопущению их совершения. Как правило, обязанность применять оговорку предусматривается в антикоррупционной политике или ином локальном нормативном акте организации. Такие акты организации обязаны принимать во исполнение ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции». Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: 1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; 2) сотрудничество организации с правоохранительными органами; 3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; 4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; 5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов; 6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов. Минтруд России рекомендовал включать в них обязанность ввести в договоры антикоррупционную оговорку (Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции от 19.12.2018). Если такое требование содержится в антикоррупционной политике организации, то она обязана включать оговорку в свои договоры. При включении антикоррупционной оговорки в договор необходимо учесть фактические возможности второй стороны исполнить обязательства, предусмотренные такой оговоркой. Содержание антикоррупционной оговорки также может быть утверждено локальным нормативным актом. Это может быть отдельный раздел в договоре, который предусматривает: 1) запрет на любые действия, которые могут быть квалифицированы как коммерческий подкуп, дача или получение взятки либо иные подобные нарушения. Например, исполнитель по договору оказания юридических услуг не вправе добиваться нужного заказчику правового решения путем дачи взятки представителям власти; 2) порядок взаимодействия сторон в случае возникновения подозрений, что произошло или может произойти коррупционное нарушение (обязанность подать запрос, сроки и порядок ответа на него и пр.); 3) права стороны в случае подтверждения факта того, что контрагент допустил нарушение, например право расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков. Если речь идет о микропредприятии, малом или среднем предприятии, стоит использовать антикоррупционную оговорку с общими положениями, содержащими обязанности сторон договора своевременно сообщить другой стороне о выявлении возможных коррупционных рисков и провести соответствующие проверки). Однако следует учесть, что стороны свободны в заключении договора (п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ). Учитывать свободу договора при подготовке антикоррупционной оговорки рекомендует и Минтруд России. Следовательно, организация не вправе обязать контрагента подписать договор с антикоррупционной оговоркой, если он не согласен с таким условием. Если контрагент отказывается использовать антикоррупционную оговорку, Минтруд рекомендует сделать следующее: 1) провести переговоры, чтобы выявить конкретные замечания к антикоррупционной оговорке и найти приемлемую для обеих сторон формулировку; 2) разъяснить, что антикоррупционная оговорка не влечет юридических санкций. Ответственность, предусмотренную законодательством РФ, будет нести лицо, виновное в совершении коррупционного правонарушения; 3) скорректировать в договоре содержание типовой антикоррупционной оговорки, утвержденной локальным актом, если контрагент не согласен с такой формулировкой. Если, несмотря на проведенные переговоры, контрагент не хочет заключать договор с антикоррупционной оговоркой, а отказаться от договорных отношений невозможно, целесообразно получить от него официальное письмо с мотивированным отказом принять антикоррупционную оговорку или официальное письмо с заверением в том, что будут соблюдены положения антикоррупционного и иного законодательства и не будут совершены какие-либо действия (бездействие), противоречащие такому законодательству. Если деловым партнером будет совершено коррупционное правонарушение, предварительное получение от него письменного мотивированного отказа от включения антикоррупционной оговорки в договор может послужить одним из подтверждений того, что другой стороной договорных отношений принимались все возможные меры по предупреждению коррупционных правонарушений.
12:49 28.03.24
Мой ребёнок имеет инвалидность, имеет ли он право на получение пенсий?
Государство проводит последовательную социально-ориентированную политику, направленную на поддержку незащищенных категорий граждан, в том числе несовершеннолетних. Вопрос пенсионного обеспечения регламентируется Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 166-ФЗ). В соответствии с указанными нормативными правовыми актами несовершеннолетние граждане имеют право на следующие виды пенсионного обеспечения: пенсию по случаю потери кормильца, социальную пенсию ребенку-инвалиду, социальную пенсию инвалидам с детства, а также социальную пенсию детям, оба родителя которых неизвестны. Страховая пенсия в соответствии с пунктом 18 статьи 21 Федерального закона № 166-ФЗ независимо от срока ее назначения, если ее получателем является ребенок, не достигший возраста 18 лет, либо лицо, достигшее возраста 18 лет и признанное недееспособным, зачисляется на счет одного из родителей (усыновителей) либо опекунов (попечителей) в кредитной организации или в случае доставки страховой пенсии организацией почтовой связи (иной организацией, осуществляющей доставку страховой пенсии) вручается родителю (усыновителю) либо опекуну (попечителю) в случае подачи ими в пенсионный орган заявления об этом. Несовершеннолетний, достигший 14 лет, вправе получать установленную ему страховую пенсию путем ее зачисления на счет в кредитной организации или вручения организацией почтовой связи (иной организацией, осуществляющей доставку страховой пенсии). По материалам, предоставленным старшим помощником прокурора области по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи.
07:49 28.03.24
О сносе зеленых насаждений на земельном участке, находящемся в частной собственности
Нередки случаи, когда у собственников земельных участков возникает вопрос о том, необходимо ли получать разрешение для рубки зеленых насаждений (деревьев, кустов и т.д.) на своем участке. Пункт 3 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) определяет, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129 ГК РФ), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Статьей 261 ГК РФ закреплено, что, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения (п. 2). Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц (п. 3). По общему правилу, действующее российское законодательство о зеленых насаждениях не предусматривает разрешительный порядок рубки насаждений на земельных участках, находящихся в частной собственности. В то же время, Верховным Судом Российской Федерации в апелляционном определении от 25.06.2019 № 14-АПА19-5 сделан вывод о допустимости ограничений права собственности, связанных с необходимостью охраны зеленых насаждений (в конкретном случае, о необходимости получать разрешение на рубку зеленых насаждений, если они растут на земельных участках, которые находятся в частной собственности). Судом отмечено, что орган местного самоуправления в целях создания и развития зеленого фонда вправе осуществлять правовое регулирование в объеме, обеспечивающем создание благоприятной окружающей среды. Таким образом, учитывая положения ст.ст. 209 и 261 ГК РФ, собственник вправе при отсутствии установленных иными нормативными правовыми актами, в том числе муниципальными, ограничений осуществить рубку (снос) зеленых насаждений на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке без получения дополнительного разрешения.
16:48 27.03.24
Вступили в силу изменения, связанные с прохождением срочной военной службы
В соответствии с Федеральным законом от 04.08.2023 № 439-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с 01.01.2024 вступили в силу изменения в Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», касающиеся предельного срока прохождения срочной военной службы, а также возможности предоставления отсрочки от призыва на военную службу отдельным категориям граждан. Отныне верхняя граница призывного возраста повышается с 27 до 30 лет. Также расширены возможности для заключения контракта о прохождении военной службы с гражданами в период прохождения ими срочной военной службы или пребывания в запасе. Ранее, Президентом Российской Федерации подписан Указ от 04.09.2023 № 660 (далее – Указ), который также вступил в силу с 01.01.2023. Согласно Указу, предоставлена отсрочка от призыва на срочную военную службу работникам IT-компаний действующая вплоть до достижения ими 30 лет.
07:47 27.03.24
Мошенники придумали новую схему обмана российских пользователей
Злоумышленники от имени партии «Единая Россия» предлагают гражданам пройти опрос о предстоящих выборах и заработать 2,5 тыс. рублей. Для прохождения опроса пользователь должен установить нелицензированное мобильное приложение (фейковый магазин Google Play), в котором содержится специальный вирус.  После прохождения опроса респонденту предлагают ввести данные банковской карты для получения вознаграждения. Фишинговая страница, на которую переносит приложение, запрашивает доступ к СМС и контактам мобильного устройства пользователя. Таким образом, мошенники могут получать СМС-уведомления для осуществления банковских операций. Будьте бдительны сами и предупредите своих родственников! Если Вы стали жертвой мошенников, то необходимо обращаться в полицию.
16:46 26.03.24
Определены особенности проведения ГИА и приема на обучение в 2024 году в отношении отдельных категорий учащихся
Установлено, что в 2024 году на лиц, обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в образовательных организациях, включенных в утверждаемый Минпросвещения перечень, распространяются особенности проведения государственной итоговой аттестации и приема на обучение в организации, осуществляющие образовательную деятельность на территориях новых субъектов РФ. Также документом утверждены особенности проведения в 2024 году ГИА для граждан, проходивших обучение за рубежом и вынужденных прервать его в связи с недружественными действиями иностранных государств. Речь идет о лицах: находящихся в РФ и осваивающих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, принятых на обучение начиная с 2021/22 учебного года; находящихся в иностранных государствах и осваивающих указанные образовательные программы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории РФ, а также вне образовательных организаций, в форме семейного образования или самообразования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. Постановление Правительства РФ от 26.01.2024 N 67 "Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации и приема на обучение в 2024 году".
12:46 26.03.24
Работник вправе взыскать с работодателя компенсацию морального вреда при получении травмы на производстве
В соответствии со ст. 214 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить безопасные условия труда. В практике нередки случаи получения работниками предприятий травм на производстве в связи с нарушением работодателем указанной обязанности, в том числе в результате необеспечения безопасного функционирования оборудования и механизмов, невыдачи средств индивидуальной защиты. На основании Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» работник, пострадавший при несчастном случае на производстве, имеет право на получение возмещения вреда за счет соответствующих выплат, производимых Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации. В то же время статьей 237 Трудового кодекса РФ установлена возможность компенсации морального вреда, причиненного работнику неправомерным бездействием работодателя. При недостижении соответствующего соглашения с работодателем работник вправе обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании компенсации морального вреда, в том числе причиненного в связи с произошедшим по вине работодателя несчастным случаем на производстве.
07:45 26.03.24
Новое в водном законодательстве
Федеральным законом от 25.12.2023 № 657-ФЗ в Водный кодекс Российской Федерации (далее – Кодекс) внесены изменения, уточняющие особенности использования и охраны водных объектов, вступившие в силу 25.12.2023, за исключением его отдельных положений. Внесены изменения в статью 6 Кодекса, регулирующую вопросы использования водных объектов общего пользования, которое осуществляется с учетом правил использования водных объектов для рекреационных целей, личных и бытовых нужд, утверждаемых органами местного самоуправления. Новую редакцию получила статья 50 Кодекса, определяющая, что  Правила использования водных объектов для рекреационных целей (далее – Правила) должны содержать требования к определению водных объектов или их частей, предназначенных для указанных целей, зон отдыха и других территорий, включая пляжи, связанных с таким целевым использованием, зон купания и иных зон, необходимых для осуществления рекреационной деятельности, а также к срокам открытия и закрытия купального сезона, охране водных объектов и другие. Правила должны быть утверждены до 1 марта 2025 года. С 01 сентября 2025 года начнут действовать новые нормы статьи 45 Кодекса, устанавливающие содержание правил использования водохранилищ.    В статью 67 Кодекса вводится новое правило об использовании поверхностных водных объектов для восстановления пропускной способности русел рек при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации без предоставления водных объектов в пользование (вступает в силу с 01.09.2024).
16:45 25.03.24
Расширен перечень оснований для проведения контрольных мероприятий при осуществлении перевозок
В соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22.06.2023 № 229 утвержден перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте. Действующий список дополнен еще одним основанием, который Ространснадзор будет учитывать при осуществлении контрольных мероприятий  в сфере автомобильного транспорта, в случае если: - в ведомство поступило заявление о предоставлении лицензии и включении сведений об автобусах в реестр лицензий (заявления о включении сведений  о дополнительных автобусах лицензиата) от соискателя лицензии (лицензиата); - указанные в заявлении транспортные средства принадлежат на праве собственности или ином условии другому субъекту предпринимательской деятельности; - последний не сообщил о прекращении деятельности, либо исключении из реестра лицензий. При этом у Ространснадзора появятся основания для возбуждения ходатайства перед органами прокуратуры о проведении внеплановой проверки.
12:44 25.03.24
Повышение предельного возраста отсрочки от армии ИТ-специалистов
Указом Президента РФ от 04.09.2023 № 660 повышен предельный возраст отсрочки от армии для ИТ-специалистов. Граждане Российской Федерации, которые работают в аккредитованных организациях, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, вправе получить отсрочку от призыва на военную службу до достижения ими возраста 30 лет на период работы в этих организациях. Таким образом, начиная с 1 января 2024 года, отсрочка от призыва на военную службу работникам ИT -компаний будет предоставляться не до 27, а до 30 лет. Категории граждан, которым предоставляется право на получение указанной отсрочки, и порядок предоставления этого права определены постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 № 490. Отсрочку могут получить выпускники вузов по определенным специальностям со стажем работы в ИТ-компаниях не менее 11 месяцев в течение года, предшествующего дате начала призыва, а также и те, кто проработал меньше этого срока, но за год до трудоустройства в такую организацию окончил вуз.
07:43 25.03.24
Верховный Суд Российской Федерации запретил интернет-магазинам менять цену купленного товара
Истец оформил на интернет-платформе покупку и оплатил ее, однако продавец утверждал, что размещенная на сайте информация является лишь справочной и не является публичной офертой. Ответчик пояснил, что из-за технической ошибки цена товара, указанная на сайте интернет-магазина на момент оформления истцом заказа являлась  неактуальной. Суд первой инстанции поддержал сторону продавца, согласившись, что предложения о продаже товаров, размещенные на сайте общества, не являются публичной офертой. Кроме того, истец принял условия продавца о наличии у него права аннулировать заказ в случаях отсутствия соответствующего товара или наличия технической ошибки при указании цены товара. Верховный Суд Российской Федерации сделал вывод, что опубликованные на сайте предложения о покупке с описанием товара и указанием его стоимости отвечают требованиям публичной оферты, в этой связи односторонний отказ от сделки недопустим.
16:43 24.03.24
Какое наказание предусмотрено за оскорбление через мессенджеры?
За оскорбление, выраженное в неприличной форме, предусмотрена ответственность частью 1 статьи 5.61 КоАП и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 тысяч рублей; на должностных лиц — от 30 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц — от 100 до 200 тысяч рублей) Если оскорбление содержится в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, такие действия подлежат квалификации по части 2 статьи 5.61 КоАП (влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 тысяч рублей; на должностных лиц — от 50 до 100 тысяч рублей; на юридических лиц — от 200 до 700 тысяч рублей). Публичный показ произведения представляет собой его демонстрацию. Мобильные приложения WhatsApp, Viber и т.д. предоставляют пользователям разрешение воспользоваться услугой при условии ее использования исключительно для личного пользования. Публичное выступление является элементом речевой деятельности и необходимо для информационного воздействия на аудиторию. Таким образом, высказывание в личных сообщения и изложенное посредством мобильного приложения не является публичным выступлением либо публично демонстирующимся произведением. Значит, за оскорбление, выраженное в неприличной форме посредством мобильных приложений  ответственность наступает по части 1 статьи 5.61 КоАП. Однако размещение оскорбления в групповых чатах  подлежит квалификации по части 2 статьи 5.61 КоАП РФ. Кроме того, действия виновного лица, привлеченного к административной ответственности, направленные на унижение личного достоинства человека, посягают на принадлежащие ему нематериальные блага, порождает у потерпевшего право требовать, в связи с этим, компенсации морального вреда на основании статьи 151 ГК РФ.
12:42 24.03.24
Часть средств материнского капитала разрешено направлять на реконструкцию жилого дома блокированной застройки
Федеральным законом от 25.12.2023 № 682-ФЗ «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» предусмотрено, что часть средств материнского капитала разрешено направлять на реконструкцию жилого дома блокированной застройки. Указанный закон принят в целях исполнения постановления Конституционного Суда РФ от 21.12.2022 N 56-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 части 1 статьи 10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в связи с жалобой гражданки А.А. Дробковой». Согласно внесенным изменениям средства в сумме, не превышающей 50% размера средств материнского (семейного) капитала, может быть выдана владельцу сертификата на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, а теперь также и на реконструкцию дома блокированной застройки на основании сведений, указанных в части 1.1 статьи 10 Закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»
07:41 24.03.24
Законодатели встали на защиту трудовых прав одиноких матерей
Федеральным законом от 14.02.2024 № 12-ФЗ внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации. Установлен запрет на расторжение трудового договора по инициативе работодателя с сотрудником, в одиночку воспитывающим ребенка в возрасте до 16 лет. Соответствующие поправки внесены в статью 261 ТК РФ. Ранее такая гарантия была предусмотрена для одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, и других лиц, воспитывающих таких детей без матери. Предусмотрен ряд исключений, при которых допускается увольнение указанного сотрудника по инициативе работодателя. В их числе, в частности, ликвидация организации, однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей, представление подложных документов при трудоустройстве и прочее. К одиноким матерям относится женщина, являющаяся единственным лицом, фактически осуществляющим родительские обязанности по воспитанию и развитию своих детей (родных или усыновленных) в соответствии с семейным и иным законодательством, то есть воспитывающая их без отца. В частности, в случаях, когда отец ребенка умер, лишен родительских прав, ограничен в родительских правах, признан безвестно отсутствующим, недееспособным (ограниченно дееспособным), по состоянию здоровья не может лично воспитывать и содержать ребенка, отбывает наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, уклоняется от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в иных ситуациях. Изменения в Трудовом кодексе Российской Федерации вступили в силу с 25.02.2024.
16:41 23.03.24
За фейки об армии введена конфискация имущества
Федеральным законом от 14.02.2024 № 11-ФЗ внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации. Статья 104.1 УК РФ дополнена примечанием, в котором перечислены статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающие уголовную ответственность за деятельность, направленную против безопасности Российской Федерации. В перечень преступлений, за совершение которых допускается конфискация имущества, включены преступления, предусмотренные статьями 207.3 УК РФ «Публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации, исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий, оказании добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации» и 280.4 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства», если они совершены из корыстных побуждений. Одновременно часть вторая статьи 280.4 УК РФ дополнена квалифицирующими признаками, предусматривающими повышенные меры ответственности за публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, либо к воспрепятствованию исполнения органами власти и их должностными лицами своих полномочий по обеспечению безопасности Российской Федерации, совершенные из корыстных побуждений или по найму, по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной деятельности или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Кроме того, статья 48 УК РФ дополнена рядом преступлений, при осуждении за совершение которых суд может лишить виновного специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Изменения вступили в силу с 25.02.2024.
12:40 23.03.24
Порядок маркирования и учета животных
1 сентября 2023 года вступили в силу изменения в Закон Российской Федерации «О ветеринарии», которыми установлен порядок маркирования и учета животных. Маркирование представляет собой нанесение на тело животного, закрепление на теле животного или введение в тело животного визуальных, электронных или смешанных (сочетание визуального и электронного) средств маркирования. В случаях осуществления группового маркирования животных предусматривается нанесение визуальных средств маркирования на сооружение, предмет, приспособление (садок, террариум, инсектариум и другие) или помещение, в которых содержится группа животных. При этом, в соответствии с нововведениями в законодательство индивидуальному или групповому маркированию и учету не подлежат объекты животного мира, предусмотренные Федеральным законом от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», и водные биологические ресурсы, предусмотренные Федеральным законом от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», а также животные, не относящиеся к сельскохозяйственным животным и принадлежащие гражданам. Также законом установлено, что ранее маркированные животные, а также животные, маркированные за пределами Российской Федерации и ввезенные на территорию Российской Федерации, повторному маркированию не подлежат. Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2023 № 550 утвержден Перечень видов животных, подлежащих индивидуальному или групповому маркированию и учету. К таким животных относится крупный рогатый скот (в том числе зебу, буйволы, яки), лошади, ослы, мулы и лошаки, верблюды, свиньи, пчелы, олени, овцы и козы, домашняя птица (в том числе куры, утки, гуси, 2 индейки, цесарки, перепела, страусы), кролики, пушные звери (в том числе лисицы, соболя, норки, хорьки, песцы, енотовидные собаки, нутрии), рыбы и иные объекты аквакультуры животного происхождения, а также служебные животные. Животные учитываются путем представления информации в ФГИС «ВетИС» о маркированном животном (группе животных) с присвоением животному (группе животных) уникального номера. Учет животных осуществляется безвозмездно. Уникальный номер действителен в течение жизни животного (времени существования группы животных). Повторный учет индивидуально маркированного животного не допускается. Учет животного (группы животных) должен быть произведен не позднее 10 рабочих дней со дня маркирования животного (группы животных) или ввоза на территорию Российской Федерации маркированного животного (группы животных). Для внесения информации в ФГИС «ВетИС» владельцы животных (группы животных) представляют специалистам в области ветеринарии, учитывающим животных (группы животных), необходимые сведения о животных (группе животных) в письменной форме или иными способами, позволяющими зафиксировать дату и время получения информации, в том числе посредством сети «Интернет», электронной почты. Специалист в области ветеринарии представляет в ФГИС «ВетИС» полученную информацию в течение 5 рабочих дней после получения таких сведений. Законодательно также предусмотрен порядок изменения сведений, необходимых для учета животного (группы животных), а также информации о переходе права собственности на ранее учтенных животных.
08:39 23.03.24
Какую ответственность несут воспитатели и администрация в случае получения ребенком травм на территории детского сада?
В случае получения ребенком травм на территории детского сада воспитатели и руководители детского сада могут нести дисциплинарную, материальную, административную и уголовную ответственность, а образовательная организация - гражданскую или административную ответственность. Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся. Исходя из ч. 7 данной статьи образовательная организация несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся. За нарушение прав и свобод обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с КоАП РФ. В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 34 Закона об образовании всем обучающимся предоставляется право на охрану жизни и здоровья. За причинение вреда обучающимся дошкольная образовательная организация может быть привлечена к гражданско-правовой ответственности, так как в соответствии со ст. 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина,возмещается по правилам, предусмотренным гл. 59 ГК РФ, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности. Согласно п. 1 ст. 1087 ГК РФ в случае увечья или иного повреждения здоровья несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет (малолетнего), лицо, ответственное за причиненный вред, обязано возместить расходы, вызванные повреждением здоровья. Исходя из положений ст. ст. 151 и 1101 ГК РФ в этом случае возможна и компенсация морального вреда. Со ссылкой на п. 1 ст. 1073 ГК РФ в абз. 3 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» разъясняется, что в случае причинения вреда малолетним (в том числе и самому себе) в период его временного нахождения в образовательной организации (например, в детском саду), эта организация обязана возместить причиненный малолетним вред, если не докажет, что он возник не по ее вине при осуществлении надзора. В случае привлечения образовательной организации к гражданско-правовой ответственности руководители и воспитатели несут материальную ответственность в сумме, выплаченной организацией в счет возмещения ущерба (ч. 2 ст. 238 ТК РФ). Административная ответственность как образовательной организации, так и ее должностных лиц предусмотрена ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ за нарушение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод. Негосударственные детские сады могут быть также привлечены по ст. 14.4 КоАП РФ за оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов. С учетом того что обеспечение права обучающихся на жизнь и здоровье входит в их трудовые обязанности, руководители и воспитатели детского сада несут дисциплинарную ответственность - по тем правилам, которые устанавливает ТК РФ (ст. 192 и др.), соответственно, к ним применяются такие дисциплинарные взыскания как замечание, выговор и увольнение. Что касается уголовной ответственности, то виновные могут быть привлечены по ст. 293 УК РФ за халатность, которая выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении ответственным должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе либо обязанностей по должности, когда это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Причинение вреда здоровью обучающемуся со всей очевидностью свидетельствует о существенном нарушении его прав и законных интересов, равно как и нарушении прав и законных интересов его родителей или иных законных представителей. Уголовная ответственность обычно возлагается лишь на руководителей дошкольных образовательных организаций, которые в полной мере реализуют в отношении обучающихся организационно-распорядительные полномочия (примечание 1 к ст. 285 УК РФ). Что касается воспитателей, то те заняты лишь воспитанием и надзором за детьми и вышеупомянутыми полномочиями не обладают, следовательно, подобную ответственность не несут. В то же время не исключена их уголовная ответственность, например, по ч. 2 ст. 118 или ч. 2 ст. 109 УК РФ за причинение тяжкого вреда здоровью или причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей, а также по ст. 125 УК РФ за оставление в опасности: заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние.
16:39 22.03.24
Внесены изменения в законодательство о потребительском кредите
Федеральным законом от 19.12.2023 № 607-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)». Согласно нововведениям сумма произведенного заемщиком платежа по договору потребительского кредита (займа) в случае, если она недостаточна для полного исполнения обязательств заемщика по договору потребительского кредита (займа), погашает задолженность заемщика в следующей очередности: 1) задолженность по процентам; 2) задолженность по основному долгу; 3) проценты, начисленные за текущий период платежей; 4) сумма основного долга за текущий период платежей; 5) неустойка (штраф, пеня); 6) иные платежи, предусмотренные законодательством Российской Федерации о потребительском кредите (займе) или договором потребительского кредита (займа).
12:38 22.03.24
Порядок обжалования действий контрольно-надзорных органов
Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» закреплен обязательный досудебный порядок обжалования действий контрольно-надзорных органов. В силу требований ч. 1 ст. 40 указанного Федерального закона жалоба подается контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг. Исключением является содержание жалобой сведений и документов, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью. Следует обратить внимание, что отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи исключает возможность подачи жалобы. Согласно ст. 43 указанного Федерального закона уполномоченный на рассмотрение жалобы орган при рассмотрении жалобы использует подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности, за исключением случаев, когда рассмотрение жалобы связано со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну. Уполномоченные органы должны обеспечить передачу в подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности сведений о ходе рассмотрения жалоб. Отсутствие жалобы в системе досудебного обжалования исключает не только возможность ее рассмотрения контрольно-надзорным органом с использованием подсистемы досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности, вынесения соответствующего решения и обеспечения передачи в данную систему сведений о ходе рассмотрения жалоб, порядок которых для административного органа предусмотрен ст. 43 Федерального закона № 248-ФЗ, но и возможность вынесения соответствующего решения по результатам рассмотрения жалобы.
08:37 22.03.24
Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними
В соответствии с требованиями гражданского законодательства Российской Федерации вред, причиненный несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, подлежит возмещению в полном объеме на общих основаниях самим несовершеннолетним. Из этого правила есть исключения. В случае, если у несовершеннолетнего отсутствует доход или имущество, достаточное для возмещения вреда, обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда, в частности, на родителей (иных законных представителей) несовершеннолетнего. (ч.2 ст. 1074 Гражданского кодекса Российской Федерации). Родители, проживающие отдельно от детей, также несут ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними детьми. Однако родитель может быть освобожден от ответственности, если по вине другого родителя он был лишен возможности воспитывать ребенка, либо в силу объективных причин не мог его воспитывать (п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина»). Родители, лишенные родительских прав, также могут быть привлечены к обязанности по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетними детьми, в течение трех лет после лишения их родительских прав, если поведение ребенка, повлекшее причинение вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления ими родительских обязанностей (ст. 1075 Гражданского кодекса Российской Федерации). Обязанность родителей (усыновителей) или попечителя по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, прекращается по достижении лицом, причинившим вред, совершеннолетия или когда лицо, причинившее вред, до достижения совершеннолетия приобрело дееспособность.
Сотрудникам прокуратуры поступает много вопросов от горожан. Люди всегда должны знать какие у них права, и как правильно урегулировать проблемные ситуации с позиции действующего законодательства.
Чтобы ответить на все вопросы, сотрудникам прокуратуры требуется время, поэтому на нашем сайте вы сможете получить необходимые комментарии от сотрудников прокуратуры в разделе "Прокурор разъясняет" и посмотреть ответы на наиболее важные и частые вопросы от граждан. 
Задать вопрос напрямую можно напрямую обратившись в прокуратуру г. Балаково и Балаковского района Саратовской области.

Когда можно и нужно подавать жалобу в прокуратуру?

Прокуроры не вправе осуществлять правосудие, или разрешать гражданские споры. Это делает только суд. Однако по любому факту нарушения закона или прав граждан будет назначена проверка и по результатом проверки будет принято решение о вынесении представлений, возбуждении административных или гражданских дел. 

Подать жалобу в прокуратуру можно по следующим основаниям:

  • невыплата зарплаты или нарушение сроков ее выплаты.
  • незаконное привлечение к дисциплинарной ответственности
  • дискриминация при приеме на работу, нарушением прав беременных и лиц с семейными обязательствами
  • иные нарушения трудовых прав;
  • нарушение процессуальных прав при расследовании административных и уголовных дел
  • незаконные действия и решения следователей, дознавателей, приставов;
  • отказ в предоставлении медпомощи,
  • поборы при оказании бесплатного лечения,
  • отказ выдать бесплатные лекарства;
  • иные нарушения закона в сфере здравоохранения 
  • нарушения в сфере санитарного благополучия, прав потребителей
  • обман в магазине, продажа товаров без лицензий и разрешений,
  • иные проступки и нарушения торговой деятельности;
  • отказ в выделении жилья или постановке в очередь, 
  • завышение тарифов оплаты коммунальных услуг, 
  • несвоевременное отселение
  • другие нарушения в сфере жилищного законодательства
  • задержки в удержании алиментов по месту работы, 
  • ненадлежащее исполнение родительских прав, 
  • отказ принять ребенка в детский сад или школу, 
  • иные нарушения в сфере защиты прав ребенка.
Это не полный перечень вопросов, которые входят в компетенцию органов прокуратуры. Даже если прокурор не уполномочен рассматривать требования, изложенные в жалобе, он обязательно направит Ваш запрос для разрешения в компетентные органы.